Приступая к разговору о здоровье, мы начинаем «дискредитировать» так называемую «норму», которая, как мы увидим, имеет с патологией скорее больше общего, нежели отличий. Под патологией мы будем понимать интуитивно понятную вещь: человек с признанной у него патологией чаще всего нуждается в лечении или оказании соответствующей помощи.

      Само по себе заявление о сходстве «нормы» и патологии может вызвать протест: как же так, разве можно утверждать наличие определенной патологичности у тех, кто никогда не нуждался в услугах ментальной медицины (психиатрии, психотерапии и т. д.)?

      Целью данного заявления является вовсе не желание эпатировать или уязвить читателя. Наша задача заключается в том, чтобы «здоровый» человек не только осознал эфемерность «нормы», но и сумел в итоге освоить предложенные в книге методы в полном объеме, т. е. не делая себе поблажек, которые могут быть спровоцированы горделивым ощущением «нормальности».

      Тем же, кто страдает установленной патологией или осознает, что «норма» еще не является подлинным душевным здоровьем, наши «нападки» помогут ясно и отчетливо представить, как это подлинное здоровье обрести. Это очень важно, так как именно за здоровье человек может свершить очень многое! 

      Критиковать «норму» мы будем с разных сторон, стараясь выявить такие ее свойства, которые— по установившейся традиции— считаются вполне приемлемыми в повседневной жизни, но которые, как мы попытаемся доказать, несовместимы с настоящим здоровьем. Начнем с того, что «нормальный» человек, так же как и типичный человек, имеющий ментальную патологию, привычно отождествляют себя со своим маленьким «я»: умом, мыслями, чувствами, эмоциями. Почти никому и в голову не приходит, что возможно такое положение дел, когда все они (ум, мысли, чувства, эмоции) способны стать чем-то внешним по отношению к подлинной природе человека. А потому все, что только подсказывает маленькое «я», все его проявления обычно принимаются за чистую монету, когда считается, что это маленькое «я» и составляет истинное содержание человека.

      О том, что такой взгляд, по меньшей мере, односторонен, а по большей мере — ошибочен, мы будем говорить позже, когда приведем простейшие упражнения, демонстрирующие несправедливость этого распространенного взгляда.